ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ От 23.03.2004 Органы управления № 14=51=70/13 образованием субъектов Российской Федерации Во исполнение приказа от 01.03.2004 № 936 О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.02.2004 № 2/2 «Об основных направлениях совер шенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Россий ской Федерации» Минобразования России направляет Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения. Руководитель Департамента А.В. БАРАННИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее Примерное положение является основой для создания положения о библиотеке конкретного общеобразовательного учреждения и распространяется на библиотеки следующих общеобразовательных учреждений: начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с уг лубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школасад, школа интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная). Нормативноправовое обеспечение деятельности школьных библиотек 2. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспече ния права участников образовательного процесса на бесплатное пользование биб лиотечноинформационными ресурсами. 3. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее — биб лиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обу чающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразо вательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осо знанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и сво бодам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здо рового образа жизни. 5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановления ми и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положе нием о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учрежде ния. 6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманиз ма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственно сти, свободного развития личности. 7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразо вательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения. 8. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и ка чество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 9. Организация обслуживания участников образовательного процесса произво дится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, са нитарногигиеническими требованиями. II. Основные задачи 10. Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педа гогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучаю щихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, куль турным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио и видео кассет); цифровом (CDдиски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализа ции обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обуче ние поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформа ционных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 11. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечноинформационных ресурсов общеобразова тельного учреждения: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научнопопулярными документами на традици онных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и бан ками данных других учреждений и организаций; • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреж дении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитикосинтетическую переработку информации; • организует и ведет справочнобиблиографический аппарат: каталоги (алфа витный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, темати ческие картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразова тельного учреждения; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзо ры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслу живание обучающихся: • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познаватель ной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации учрежде ния в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CDдисков, презентации развивающих компьютерных игр); • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии); г) осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслу живание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; Нормативноправовое обеспечение деятельности школьных библиотек • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информацион ной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систе матизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых по ступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Webстраниц и т.п.); • способствует проведению занятий по формированию информационной куль туры; является базой для проведения практических занятий по работе с информа ционными ресурсами; д) осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслу живание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с ин формацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. Организация деятельности библиотеки 12. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учрежде нии обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, рас положенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечнобиб лиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях прово дится по приказу органов управления образованием. 13. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационнобиблиографической рабо ты, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми доку ментами, видеостудию, минииздательский комплекс, множительную технику и др. 14. Библиотечноинформационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитатель ным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и пла ном работы библиотеки. 15. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечноинформационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения. 16. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нор мативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразова тельного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру рас ходуются на улучшение материальнотехнической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 17. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразователь ное учреждение обеспечивает библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечноинфор мационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответ ствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуа тации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионноактивных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • современной электронновычислительной, телекоммуникационной и копи ровальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 18. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппара туры, оборудования и имущества библиотеки. 19. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральны ми перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения. 20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библио текарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразователь ного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривает ся выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользовате лей не производится; • не менее одного раза в месяц — методического дня. 21. В целях обеспечения рационального использования информационных ре сурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреж дения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Феде рации. V. Управление. Штаты 22. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательст вом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеоб разовательного учреждения. 23. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения. 24. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библио текарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обще ством и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их ро дителями (иными законными представителями) за организацию и результаты дея тельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, преду смотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения. 25. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем обще образовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 26. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает спе циалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управле Нормативноправовое обеспечение деятельности школьных библиотек ния образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалифи кации, регионального информационного центра. 27. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет ру ководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие доку менты: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке обще образовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6); в) положение о платных услугах библиотеки; г) плановоотчетную документацию; д) технологическую документацию. 28. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреж дения регламентируется его уставом. 29. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вво диться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, глав ный библиограф, библиограф, медиаспециалист. 30. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профес сиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной ха рактеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную доку ментами об образовании и (или) квалификации. 31. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечноинформационной и педагогической деятельности осу ществляется работником библиотеки только на добровольной основе. 32. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного уч реждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны проти воречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права и обязанности библиотеки 33. Работники библиотек имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформа ционного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответ ствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учрежде ния и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и круж ки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры; в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкци ей по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобра зовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями биб лиотеки; е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, свя занным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере). ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, оп ределяемом уставом этого учреждения; з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачивае мый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руко водством общеобразовательного учреждения или иными локальными норматив ными актами; и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ра боте библиотечных ассоциаций или союзов. 34. Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресур. сами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечня ми учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного уч реждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать информационнобиблиографическое и библиотечное об служивание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систе матизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразова тельного учреждения; и) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 35. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информаци. онных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочнобиблиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников инфор мации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печат ные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографичес кие справки на основе фонда библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадици онных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, ут вержденному руководителем общеобразовательного учреждения; к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеоб разовательного учреждения. Нормативноправовое обеспечение деятельности школьных библиотек 36. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать стра. ницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различ ных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библио теки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаруже нии — проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за об наруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—4х классов); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноцен ными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользова ния библиотекой; и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или ра боты в общеобразовательном учреждении. 37. Порядок пользования библиотекой: а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку произ водится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 38. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не бо. лее двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научнопопулярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц; — периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них от сутствует спрос со стороны других пользователей. 39. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выда ются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудни ка библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух че ловек одновременно; в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информа ции после предварительного тестирования его работником библиотеки; г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен об ращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарноги гиеническим требованиям.